Любая организация не может развиваться без учета. По законодательству все юридические лица обязаны вести бухгалтерский учет. Когда речь заходит об учете управленческом, не все собственники бизнеса, в том числе и медицинского, видят его отличия от бухгалтерского учета.
Характеристики бухгалтерского учета: регистрационный, предназначен для внешнего пользователя, говорит о том, что уже произошло, требует точности до последней копейки, форма определяется нормативами и положениями контролирующих органов, представляет общие итоговые данные.
Характеристики управленческого учета: аналитический, служит внутренним задачам, оценивает то, что должно произойти, использует приближенные оценки, форма определяется потребностями руководства организации, требует детальной финансовой информации по каждому подразделению.
Управленческий учет — система выявления, измерения, сбора, регистрации, интерпретации, обобщения, подготовки и предоставления важной для принятия решений по деятельности организации информации и показателей для управленцев. Управленческий учет создается для того, чтобы оперативно принимать решения, связанные с деятельностью организации.
В бухгалтерском учете регистрируется только информация о свершившихся хозяйственных операциях. В управленческом учете отображаются также планируемые затраты и финансовые результаты. Информация, собираемая и предоставляемая управленческим учетом, является коммерческой тайной.
Зачастую в клиниках бухгалтерский учет ориентирован на налоговый учет; затраты учитываются по элементам без фиксации места их возникновения и основываются на нормативных документах, которые регулируют налогообложение; затратами, как правило, управляют собственники клиник, которые часто не имеют экономического образования. Управленческие решения принимаются на основании разобщенной недостоверной неактуальной информации и на субъективном мнении руководителей клиники.
Для успешного развития частного медицинского учреждения крайне важно построение и развитие полноценного управленческого учета в медицинской организации:
- для учета затрат по видам услуг и калькуляции их себестоимости, что позволит обосновать ценовую политику,
- для учета и контроля денежных средств, что позволит оптимизировать их использование,
- для организации бюджетирования и планирования, чтобы управлять финансовым положением клиники.
Решение многих стратегических управленческих задач опирается на аналитическую финансовую и нефинансовую информацию (включая сравнительную информацию о клиниках-конкурентах, о поставщиках материалов, о потребителях медицинских услуг).
Построение управленческого учета в клинике включает следующие шаги:
- определение финансовой структуры медицинской организации;
- разработку классификаторов управленческого учета (для различных объектов учета);
- разработку системы документооборота;
- формирование управленческого плана счетов;
- определение приемов и методов управленческого учета затрат и расчета себестоимости медицинских услуг;
- разработку политики управления денежными средствами;
- организацию планирования и бюджетирования.
Основой управленческого учета является планирование и бюджетирование. Стратегическое планирование дает возможность руководителям клиник принимать решения о расширении деятельности медицинского учреждения; об удовлетворении потребностей потребителей медицинских услуг; об увеличении рыночного спроса; о дополнительных видах медицинских услуг; о партнерстве.
Стратегическое планирование – поиск новых возможностей для развития клиники на рынке. Тактическое планирование создает условия для реализации этих возможностей. Средством оперативно-календарного планирования – как способа контроля реализации возможностей – является бюджетирование.
Бюджетирование – это процесс составления и принятия бюджетов и контроль их исполнения; его основная задача — оптимальное распределение ресурсов клиники во времени. Бюджетирования от финансового планирования отличается делегированием финансовой ответственности так называемым центрам «ответственности» — определенным сегментам / подразделениям организации, которые принято подразделять на центры затрат, продаж, прибыли и инвестиций. Этапы бюджетирования включают: проектирование и формирование финансовой структуры медицинского учреждения; разработка структуры генерального бюджета и формирование отчетов по выполнению бюджетов.
Медицинская информационная система ERP-класса ІМЕД позволит вам комплексно автоматизировать все бизнес процессы клиники и построить полноценный управленческий учет вашей медицинской организации.